Поясните порядок учета платежным агентом комиссии, забираемой собственником терминала?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Иры (г. Красноярск)

Юр. лицо заключает с физ. лицом (собственник платежного терминала) агентский договор (установку ККМ и обслуживание).

Комиссию с терминала (внутреннею забирает физ. лицо, прописано в договоре). Напишите, какими проводками все это разнести и какими документами? Или подскажите где посмотреть.

Деятельность организаций, которые принимают деньги от населения в оплату различных услуг по договорам с поставщиками этих услуг через платежные терминалы, регулируется Федеральным законом № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 (далее - Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты подразделяются на две категории (п. 2 Закона № 103-ФЗ):

1. Операторы по приему платежей, работающие напрямую с поставщиками услуг для населения (ЖКХ, мобильная связь, интернет и т.д.). Оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора - с поставщиком услуг и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п. 11 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Операторами могут быть только организации.

2. Платежные субагенты, работающие по договорам с операторами. Субагентами могут быть как организации, так и предприниматели. Платежные субагенты работают в соответствии с договором, заключенным не с поставщиками услуг для населения, а с оператором. Именно платежные субагенты чаще всего являются собственниками платежного терминала.

Покупая терминал, субагент должен заключить с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, платежный субагент должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

От платежной системы зависит перечень поставщиков услуг, доступных к оплате, размер получаемого от них комиссионного вознаграждения, стабильность обслуживания.

В зависимости от условий договора с оператором субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование).

Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику.

При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В силу п. 1 ст. 1009 ГК РФ (если иное не установлено агентским договором) агент может заключить субагентский договор с другим лицом. При этом ответственность за действия субагента перед принципалом несет агент.

Агентским договором может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без его конкретных условий.

Организации, занимающиеся оказанием посреднических услуг по получению платежей от населения, выступают агентами (субагентами) по договорам, заключенным с поставщиками услуг, и после подписания принципалами (поставщиками услуг) отчета агента имеет право на получение агентского вознаграждения (п. 1 ст. 1008 ГК РФ) и могут удерживать причитающееся им вознаграждение при перечислении принципалу полученных сумм (ст. 1011 ГК РФ).

Одновременно организации, принимая платежи от населения, оказывают посреднические услуги физическим лицам и могут удерживать комиссию из вносимых ими сумм, о чем физические лица предупреждаются посредством надписи на терминале (п. 1 ст. 426, п. 2 ст. 437, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Учитывая ситуацию, описанную в вопросе и положения Закона N 103-ФЗ, ваша организация является Оператором по приему платежей. Несмотря на то, что терминал в вашей работе не применяется, вы все равно относитесь к платежным агентам. Значит, обязаны выполнять все правила, предусмотренные Законом N 103-ФЗ, а именно:

- заключить с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц (п. 1 ст. 4);
- являясь оператором по приему платежей, встать на учет в Росфинмониторинге (п. 5 ст. 4);
- проводить идентификацию физических лиц в установленных законом случаях (п. 6 ст. 4);
- предоставить плательщикам определенную информацию (п. 13 ст. 4);
- открыть отдельный банковский счет (п. 14 ст. 4).

Денежные средства, поступившие в организацию в пользу принципала и подлежащие перечислению ему, не признаются ни доходами, ни расходами организации-агента (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В соответствии с п. 9 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных агентом и (или) иным поверенным за принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Денежные средства, поступившие от плательщиков услуг и подлежащие перечислению принципалу, не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (п.п. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

Сумма агентского вознаграждения признается в налоговом учете доходом на дату утверждения отчета агента принципалом (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

Сумма комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,(п.п. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Рассмотрим на условном примере, каким образом в учете Оператора по приему платежей отражаются операции по услугам по приему платежей.

Допустим, физическими лицами внесено 10000 руб., в том числе комиссия 4 % (т.е. 400 руб.), из них 250 руб. вознаграждение Платежному субагенту по субагентскому договору. Вознаграждение Оператору по приему платежей по агентскому договору с Поставщиком услуг –5% от суммы, внесенной плательщиками (без комиссии) – 480 руб.

Специальный лицевой счет для расчетов по приему платежей (51л) открыт и у Оператора по приему платежей (договор с владельцем платежной системы).

Обозначения субсчетов, используемые в таблице бухгалтерский записей.
К балансовому счету 76:
76-5 "Расчеты с Платежным субагентом (владельцем терминала)";
76-6 "Расчеты с Поставщиками услуг (принципалы)".

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,руб.

Первичный документ

Отражено перечисление авансового платежа от Платежного агента

51л

76-5 

15 000*

Договор с владельцем платежной системы Выписка банка по расчетному счету

Отражено поступление платежей от плательщиков

76-5

76-6

9600

Отчет Платежного субагента

Признан доход в сумме комиссии, удержанной из полученных платежей

76-5 

90-1 

400

Отчет Платежного субагента

Начислен НДС с суммы комиссии

90-3

68-2

60,02

Отчет Платежного субагента
Счет-фактура

Учтена стоимость услуг Платежного субагента (без НДС)

26

76-5

211,86

Отчет Платежного субагента

Учтен НДС со стоимости услуг Платежного субагента

19

76-5

38,14

Отчет Платежного субагента
Счет-фактура

Принят к вычету НДС со стоимости услуг Платежного субагента

68-2

19

38,14

Счет-фактура

Зачислены на расчетный счет денежные средства,        
полученные от Платежного субагента (10000 – 250)

51 

76-5

9750

Выписка банка по
расчетному счету

Признан доход в сумме агентского вознаграждения    

76-6 

90-1 

480

Отчет Оператора по приему платежей  

Начислен НДС с суммы агентского вознаграждения

90-3

68-2

73,22

Отчет Оператора по приему платежей  
Счет-фактура

Переведены на лицевой счет средства для перечисления Поставщику услуг

51л

51

9120

Выписка банка по
расчетному счету

Отражена сумма, списанная с лицевого счета перечисления Поставщику услуг           

76-6 

51л 

9120

Выписка по лицевому счету

* - Сумма аванса используется при неполном перечислении Платежным субагентом текущих платежей и перед расторжением договора между Оператором по приему платежей и Платежным субагентом.

При этом агентское рекомендуется учитывать, что вознаграждения по договорам начисляется в зависимости от условий договоров:
- либо по итогам каждого месяца;
- либо еженедельно;
- либо в день, следующий за днем платежа.

Кроме того, учитывая возможное многообразие условий договоров, заключаемых Оператором по приему платежей для осуществления заявленной деятельности, при отражении в его учете исполнения этих договоров «возможны варианты».

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.



Всего просмотров: 10530
Оценка пользователей: (не забудьте оценить)
Проголосовали: 3463, средняя оценка: 2,9

Комментарии:
При публикации комментариев, не допускается использование html кодов, размещение ссылок, не цензурных слов и т.п. Текст не на русском языке или на транслите публиковаться не будет!

Имя:    E-mail:




Сообщение от: Мария в 24.09.2015г. (10:32:54)
Добрый день! Подскажите, как поступить в следующей ситуации. У нашей организации есть вспомогательное производство - выпуск шлакоблоков. Основной объем продукции используется для собственных нужд. Часть продукции может быть реализована на сторону физ.лицам за наличный расчет. Одна загвоздка - вспомогательное производство расположено в ином населенном пункте, нежели сама организация. Ставить его на учет, как обособленное подразделение мы не хотим. Как можно организовать реализацию продукции физ.лицам за наличный расчет с соблюдением требований НК (расчет через платежный терминал, с использованием удаленного доступа и т.п.)? Заранее спасибо.
Сообщение от: status-k в 28.09.2015г. (10:57:01)
Этот вопрос Вам лучше узнать в налоговой инспекции.